Новости
Народный писатель родился 28 сентября 1932 года в городе Мынбулак Жамбылской области Жуалынского района.В 1955 году окончил факультет журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.
Был корреспондентом и литературным сотрудником газет «Лениншил Жас» (ныне «Жас Алаш»), «Социалистический Казахстан» (ныне «Егемен Казахстан»). 1963-1970 гг. Редактор газеты "Лениншил Жас". После этого работал главным редактором издательства «Жазучий», альманаха «Жалын», журнала «Жулдыз», вторым секретарем правления Союза писателей Казахстана, главным редактором «Қазақ бейрабите». газеты и секретарь правления Союза писателей Казахстана.
Мы видели, что если человек рождается с художественным талантом, то реализация этого таланта зависит от жизненного пути и личных интересов каждого человека. Известный классик Э. Хемингуэй говорит, что несчастливое детство человека и многочисленные трудности, с которыми он столкнулся, хорошо сказываются на становлении писателя, дают дополнительный сюжет, новую идею. Есть и те, кто согласен с этим мнением Э. Хемингуэя, и те, кто выступают против него. В произведениях видных представителей классической казахской литературы 20 века можно найти вещи, соответствующие этому мнению. Известно, что между жизнью и творчеством таких талантливых людей, как яркая звезда детской литературы Б. Сокпакбаев, народные писатели С. Муратбеков, Ш. Муртаза, проложен прекрасный и впечатляющий духовный мост. Дети, прочувствовавшие своим детским сердцем, как казахский народ переживал тяготы, бедность и лишения во время жестокой войны прошлого, и держали это в уголке своего разума, выросли и воплотили в жизнь ни с чем не сравнимые миры, от которых зависело на той судьбе. «Путешествие в детство», «Мертвые не возвращаются», «Запах полыни», «Дикое яблоко», «Гром в безоблачный день», «Девушка сорок первого года», «Ай и Аиша», «Интернатный хлеб» и т.п. Хотя произведения взяты из личной жизни писателей, они представляют собой ценные вещи, художественно и художественно поддерживающие судьбу и действительность целого народа. Если посмотреть на судьбы артистов, внесших особый вклад в искусство речи, то можно заметить, что они находятся в гуще событий жизни страны, способствуя общественным, политическим, общественным и культурным событиям, ведя дух страны к цивилизации. Причина этого в том, что художники живут в определенном обществе, разделяют интересы определенной социальной группы, поэтому их творчество также имеет определенный социальный смысл и содержание. Писатель тоже человек, природное существо. Как личность, биография и жизнь художника включает в себя недостатки и достижения.
1989-1992 гг. Главный редактор газеты «Егемен Казахстан», 1992-1994 гг. Работал председателем государственной телерадиокомпании Республики Казахстан. Был депутатом Мажилиса парламента.
В разные годы вышли рассказы писателя «Найденное море» (1963), «Дитя неизвестного солдата» (1969), «Клятва Ахметжана» (1973), «Фронт без ружья» (1977), «Невеста 41-го года» (1972), «Хлеб интерната» (1974) рассказы, «Черная жемчужина» (1977), повести из пяти книг «Красная стрела», «Ай и Аиша» (1999). ), четыре тома его сочинений (1990-2000), 6 томов его сочинений, 7 томов его избранных произведений, Книги «Элим, говорю тебе, Президент, и слушай» (совместно с К. Смайловым) (1998) , «Одним миром меньше» (2008). На казахский язык переведены повести Г.Х.Андерсена, венгерские народные сказки, Ш.Айтматова «Ботагоз», «До свиданья, Гульсары», «Тенгиз жагалай ген таргупет», «Грозовой вокзал»; Перевел повесть Мустая Карима «Радость нашего дома», роман Э. Эрскина «Марыкчанские дети», повесть Л. Лагина «Старик Хоттабыч».
Несомненно, великим идеалом для рядовых читателей станет человек, известный своими уникальными произведениями искусства, воплотившими мечты и фантазии многих. Человеческая природа художника, являющегося обычным лицом народа, ясно видна в его честности, здравом смысле, знаниях и индивидуальности. Художественная среда, социальные, общественные, исторические и политические условия также играют ведущую роль в становлении истинного нравственного облика художника. Так как художник — человек народный, он всю жизнь будет в поисках добродетели, чтобы воспитывать себя, расширять кругозор, возвышать свое сознание. Нет учебного заведения, готовящего специального писателя или поэта. Факультеты языка, литературы и журналистики, хотя и дают теоретическое образование, не развивают талант и способности. Дальше все зависит от самого будущего художника. Многолетний литературный поиск не только повышает мастерство художника, но и формирует его гражданский облик, общественное отношение, художественную активность, патриотизм, национализм, достоинство. С этой точки зрения мы видим, что все известные художники, имеющие место в истории нашей литературы, посвятили свои творческие интересы делу воспитания духовной основы родного народа.
Начало творчества Шерхана Муртазы пришло из журналистики. Окончил Московский государственный университет России по специальности «Редактор политической и художественной литературы» и начал свою трудовую деятельность в Казахском государственном художественно-литературном издательстве. Известно, что в те годы в издательстве работали Гафу Каирбеков, Касым Кайсенов, Беркаир Аманшин, Абдикарим Ахметов, Сауырбек Бакбергенов, Амантай Байтанаев, Сейфолла Оспанов. По этому поводу поэт Гафу Каирбеков пишет: «Во всех биографиях Шерхана Муртазы одна ситуация остается неупомянутой. После окончания Московского университета сначала недолгое время работал в издательстве «Жазучи». В этой публикации я познакомился с Шерханом. Ш. Муртазы: «В 1955 году, после окончания института, я поступил на работу в Казахское литературное издательство. После учебы за границей я отдалился от мира литературы здесь, и я вовсе не писатель», — написал он, указывая на то, что это было непросто, хотя первое время он недолго работал в издательстве.
Шерхан начал работать в газете «Лениншил Жас» с осени 1956 года. Сначала работал переводчиком в молодежной редакции, переводя сообщения ТАСС из Москвы с русского на казахский. На страницах газеты «Лениншил жас» «Госпожа Ихсан», «Мы знаем» (из корейских сказок), «Москва в октябрьские дни», «Удивительный караул» и др. были опубликованы переводы. Единственной причиной открытия у Шерхана первых журналистских способностей стал талантливый журналист Тельман Жанузаков. Когда он работал в молодежном издании, он сказал: «Если ты будешь постоянно заниматься переводом, у тебя все будет хорошо, пусть даже небольшой, хорошо, что твое сочинение печатают». После протекции журналиста Тельмана Жанузакова он начал приспосабливаться к написанию новостей, описаний, переписки, статей и очерков.
Наиболее значительный период в жизни писателя пришелся на 1956-1969 годы, в то время как в 1963-1970 годах он был главным редактором газеты «Лениншил Жас», написал множество социальных и портретных очерков о жизни трудящихся, проблемные статьи на тему производства. Это побудило его собрать материал для будущих работ. В результате появился первый сборник очерков «Строитель Даку» (1958), после первого рассказа «Найденное море» (1964), за ним последовали «Гром в безоблачный день» (1965), «Дитя Неизвестный солдат» (1966), «Без ружья «Майдан» (1969). Отмечается, что «журналистика является областью, проявляющей все творчество, для чего необходимо уметь четко различать два элемента: продуктивный, эффективный труд или непродуктивный, непродуктивный труд, разница между этими двумя видна в творчестве каждого журналистка."
Писатель Ш. Муртаза вовремя выступил, высказал свои мысли и сделал вывод. В своих очерках «Миллиард волн», «Долина Акык-Дарьи», «Разбивающееся море» и других статьях, таких как «Хлебный паводок», «Поезда стоят», он представил заслуженных тружеников целины. Он смог выделиться своими журналистскими работами на тему производства. Главной целью Шерхана как публициста на ранних этапах было выбрать конкретную тему, как можно глубже изучить жизненные явления и сделать с его точки зрения ясный и весомый вывод. Это показывает, что важнейшей характеристикой Шерхана является писать о феномене мира, то есть анализировать тему, со знанием дела изучать ее природу и характер. После этих двух многие материалы писателя, искусно написанные с данными природой способностями, впоследствии превратились в произведения искусства.
Ш. Если вспомнить, что Муртаза и его поколение пришли в литературу в период знаменитой разминки - когда в Союзе Советских Социалистических Республик, сверхдержаве того времени, разоблачающей культ индивидуализма, и дыхание публики расширилось - социальная и духовная ситуация в то время, казалось, создавала возможность для свободомыслия и благородных занятий. «И литература начала шестидесятых годов начинает поистине новую эпоху в истории Советского Союза. И.В. Смерть Сталина, решения XX съезда партии, Н.С. Хрущевская «теплота» освободила литературу, бывшую до известной степени орудием чистой идеологии, от тематической скованности. В эту эпоху молодое поколение, пришедшее в литературу, не видело запретов, которые были у предшественников, а стремилось по-своему познать реальность жизни и свободно выражать свои мысли. Старшие писатели тоже стремились взглянуть на действительность новыми глазами, увидеть существовавший прежде режим критическими глазами. В целом, хотя дальше партийной политики и жизни социалистической страны дело не пошло, литература имела возможность сказать новое слово. Само время создало условия для бурного роста и развития поколения 60-х, их поиска в области искусства. Вот почему литература, начиная с 60-х годов, вошла в историю как целостный период».
Роль литературы в общественной жизни и воспитании человека не подорвана, и именно поэтому он находится в авангарде поколения, которое начало возрождать новые идеи, служить обществу, нации, с сегодняшней точки зрения, создавать новую литературу. свободный от идеологического догматизма и боровшийся за свои идеи, несомненно, стоял Шерхан Муртаза. Молодой писатель-прозаик, мысли и слова которого остры, как бриллианты, высокообразованный, пламенный язык, болезненное красноречие, стремился придать жанру литературно-художественной прозы индивидуальность. Социально-эстетические взгляды любого художника нельзя рассматривать отдельно от своего времени. Шерхан Муртаза и его поколение вышли на нашу духовную арену в 60-х годах 20 века. Поэтому их отношение к литературе и искусству формировалось в рамках гуманизма ХХ века, они подчеркивали созидательную роль искусства. При этом сущность того поколения, которая сегодня вошла в казахстанскую культурологию как понятие «60-е», отличается своей целостностью. Между тем Шерхан Муртаза был «писателем, нашедшим свой жанр и тему, а также живую проблему» с новыми идейными и тематическими чертами в том поколении.
Художник Ш. Муртаза является одним из ярких представителей новой эпохи в казахской литературе, социального содержания, тематики и идеи и художественного качества совершенно новой классической литературы. Он создал искусство речи, имеющее различные характеристики по социальному мироощущению, мировоззрению, историческим целям, эстетико-художественному строю, прочно утвердил метод реализма в казахской литературе. Он с большой любовью смотрел на свой родной народ, уделял внимание его быту, обычаям и культуре.
С его уверенностью в этом будущем связана тоска художника по человеку, не поддающемуся влиянию времени и переполняющемуся бременем новой жизни. Кроме того, вес произведений Шерхана не только в этом. Потому что ясно, что писатель ненавидит, что отвергает, что одобряет, какую мораль он хочет развивать, настолько открыто и ясно. Даже обидно сказать, что автор и рассказчик этого не чувствуют радости жизни. Не секрет, что художник, даже если он грустен или подавлен, вселяет веселые надежды, будоражит далекие мечты, а потом создает произведение. Ш. Чтобы лучше понять направленность таких произведений Муртазы, тайну идейного своеобразия, необходимо рассматривать их вместе с произведениями, в которых прямо и ясно видны его безмерное жизнелюбие и страстная любовь.